Что это за устройства: AGM аккумуляторы?

Если говорить простым языком, то AGM аккумулятор – это улучшенная версия привычного свинцово-кислотного, только выполненного по усовершенствованной технологии. Устройства этого типа в торговой сети представлены полностью готовыми к эксплуатации: купил – установил – поехал.

Внешне они практически не отличаются от классических батарей, но внутреннее устройство имеет некоторые особенности.

Особенности такого аккумулятора

Что же особенного в конструкции новинки? Электролит, состоящий из серной кислоты и дистиллированной воды, находится внутри корпуса не в жидком состоянии, как в обычных АКБ, а «заперт» в специальных сепараторах. Они представляют собой маты из тонкого пористого стекловолокна, которые прокладывают между свинцовыми пластинами в банках. Прокладки универсальны: выполняют функции изолятора между банками и герметичного резервуара для электролитной жидкости.

Столь необычное конструкционное решение делает аккумулятор более надёжным и удобным в эксплуатации.

Если дословно перевести аббревиатуру AGM с английского, то получится не что иное, как абсорбирующие стеклянные маты. Как видим, название ёмко и точно отражает суть технологических особенностей современного устройства.

Когда и зачем появилась технология AGM

Впервые столь уникальная технология была опробована техническими специалистами США в 70-х годах прошлого столетия. Благодаря ей удалось получить абсолютно безопасные с точки зрения эксплуатации источники питания, способные выдерживать огромные нагрузки, которые не под силу обычным батареям.

Изначально устройства получили широкое применение в военной авиации и лишь совсем недавно стали применяться на автотранспортной технике, а в частности, на автомобилях. Хочется заметить, что свою актуальность авиационная технология AGM не утратила и по сей день – на военных бомбардировщиках и истребителях устанавливают исключительно эти батареи.

Преимущества и отличия от обычных АКБ

Изготовленные по столь необычной AGM технологии АКБ обладают не только рядом отличительных особенностей, но и целой россыпью преимуществ перед своими классическими собратьями.

Итак, достоинства новинки:

  1. Качественная работа в условиях повышенной вибрации.
  2. Источник питания не нуждается в постоянном контроле и обслуживании.
  3. Герметичный корпус, исключающий утечки и испарения вредных веществ.
  4. Возможность работы в любом положении: лёжа на боку, под углом, вертикально или горизонтально.
  5. Исключительная безопасность – угроза возможного взрыва сведена к нулю.
  6. Не боится полного разряда – особенности технологии позволяют восстанавливать ёмкость в полном объёме.
  7. Безотказная работа при низких температурах до -30° С, что весьма актуально при запуске двигателя в суровых российских условиях.
  8. Время зарядки снижено в разы: за 2–3 часа можно полностью зарядить батарею, и это никоим образом не отразится на её эксплуатационных способностях.
  9. Отсутствие сульфатации пластин благодаря конструкционной специфике.
  10. Увеличенный срок службы.

Как бы ни была хороша новинка, но изъяны, пусть и незначительные, ей всё же присущи:

  • высокая цена аккумуляторов AGM в сравнении с обычными;
  • необходимость приобретения специального зарядного устройства;
  • большой вес.

Отличия AGM батарей от стандартных свинцово-кислотных следующие:

  1. Отсутствие электролита в привычном жидком состоянии.
  2. Компактное расположение банок: пластины плотно прижаты друг к другу, их разделяют лишь тонкие маты – диэлектрики, что позволяет вместить больше электродов, а следовательно, увеличить ёмкость при малых габаритах.
  3. Для изготовления пластин применяется только очищенный, не имеющий примесей свинец, обладающий малым внутренним сопротивлением.
  4. Маты настолько надёжно удерживают пластины, что они не подвержены осыпанию и выдерживают намного больше циклов разряд – заряд.
  5. Значение пускового тока увеличено, как минимум, в полтора раза – запуск двигателя, как говорится, с пол-оборота обеспечен.

Особенность зарядки

Заряжать батареи нового поколения следует специальным оборудованием. А что это за особое зарядное устройство для AGM аккумулятора? Использование необычной технологии приводит к тому, что АКБ становятся весьма требовательны к основным контролируемым параметрам зарядки. Продолжительность их эксплуатационного периода во многом зависит от правильного и качественного восстановления утраченной ёмкости.

Сейчас налажен выпуск зарядников, позволяющих регулировать уровень тока и напряжения на протяжении всего процесса. Дело в том, что источники тока, не обладающие привычной электролитной жидкостью, рекомендуется заряжать по трёхступенчатой или двухступенчатой схеме.

Зарядка в три ступени считается самым эффективным способом в случае глубокой разрядки, но имеет некоторые особенности:

1 этап. Устанавливаем значение тока, равное 10 % от величины ёмкости, указанной на маркировке. Уровень напряжения должен находиться в диапазоне от 14,2 В до 14,8 В и ни в коем случае не превышать верхний предел. При данных показателях восполняем потраченный ресурс примерно на 80 %.

2 этап. Снижаем напряжение на 0,3 В и проводим восстановительный цикл до полной зарядки.

3 этап. Норматив напряжения ниже первоначального интервала на 1 В, в «плавающем» режиме батарея окончательно восстанавливает свой ресурс.

При двухступенчатой методике отсутствует лишь последний третий этап.

Производители усовершенствованных батарей рекомендуют осуществлять их зарядку в режиме подпитки или, как его принято называть, «плавающем». Но, по отзывам владельцев аккумуляторов AGM, он хорош лишь в тех случаях, когда требуется слегка пополнить заряд. При значительных потерях мощности необходим многоэтапный метод.

Технологии agm аккумулятора

Что это за устройства: AGM аккумуляторы?

Процесс изготовления «безжидкостных» батарей сильно отличается от аналогичного при производстве классических свинцово-кислотных. В них присутствуют отсеки, в каждом из которых помещён блок пластин, погружённых в раствор.

Что же касается технологии AGM в аккумуляторных батареях, то тут единый корпус, заполненный пластинами и «брикетами» с электролитом. Пачки положительно и отрицательно заряженных пластин изолированы между собой стекловолоконными абсорбирующими прокладками, пропитанными раствором.

Такая технология предусматривает источники энергии двух конфигураций:

  1. Плоские. Компактные пластины, легко собираемые в удобные блоки. Такие АКБ выпускаются как на американских, так и на европейских предприятиях. В настоящее время это частые гости в отечественной торговой сети.
  2. Спиральные. Их пластины имеют большую контактную площадь – возможность выдавать высокие токи, но из-за значительного объёма их меньше вмещается в стандартный корпус, а значит, и ёмкость таких батарей ниже. Как правило, используются в случаях повышенных нагрузок. Конструктивное решение запатентовано в Америке, производят их только там. На европейском и российском рынке практически не встречаются.

Основные отличия в технологии AGM

Для пластин используется только очищенный свинец в чистом виде, обладающий способностью к ускоренным зарядам. Жидкий раствор заменён контейнерами с электролитом, роль которых отведена пористым стекловолоконным пластинам, пропитанным жидкостью. Такая технология очень удобна при эксплуатации:

  • батарея не нуждается в обслуживании, а срок службы велик;
  • ничего не вытекает и не испаряется, под каким бы углом наклона ни оказался источник энергии;
  • самоочистка поверхности пластин при зарядке.

Преимущества этой технологии

Основным достоинством технологии AGM аккумуляторов является отсутствие электролита в жидком виде, который требует к себе регулярного внимания в процессе эксплуатации.

Кроме того, плюсом будет повышенная ёмкость в компактном корпусе – габариты остаются прежними, а пластин вмещается больше.

Такая технология позволяет полностью избежать явления сульфатации – первой причины преждевременного выхода из строя стандартных кислотных АКБ.

Восстановление гелевых agm аккумуляторов

Вернуть батареи этой разновидности к жизни можно, но не во всех случаях. Если произошло вздутие банок, что можно определить визуально, или полное разрушение пластин (определяют по наличию звука, который издают обломки при встряхивании), то о восстановлении AGM аккумулятора речи быть не может. При отсутствии столь существенных дефектов можно попытаться продлить его рабочий цикл.

Инструкция по восстановлению

Что такое гелевый AGM аккумулятор? В принципе, то же самое, что и свинцово-кислотный, у которого просто жидкий электролит заменён на гель. В процессе эксплуатации, особенно при высоких температурах, гелеобразное содержимое может подсыхать. Оживить такое устройство можно следующим образом:

  • снять верхнюю крышку корпуса;
  • используя медицинский шприц, залить по несколько кубиков дистиллированной воды в банки;
  • подождать несколько часов – пусть электролит намокнет;
  • зарядить как обычную батарею.

Ещё один достаточно оригинальный способ:

  1. Берём две АКБ: одну – рабочую, другую – требующую реанимации.
  2. Подключаем обе к одному зарядному устройству.
  3. Внимательно отслеживаем процесс: если умершая батарея оживится и начнёт брать ток, то следует отключить «живой» аккумулятор, продолжив процесс зарядки для восстанавливаемого.

Помните, что при использовании такого надёжного источника питания, как AGM аккумулятор, главное – обеспечить его правильную эксплуатацию, это ваша первоочередная задача. А уж в крайней случае стоит задумываться о том, можно ли его восстановить и как.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: