Гибридные автомобильные аккумуляторы

Уже довольно скоро, а именно в 2020 году, автомобильные аккумуляторы отметят свой 130-летний юбилей. В далёком 1890-м было запущено первое серийное производство всем нам хорошо известных свинцово-кислотных батарей. Стоит отметить, что без малого сто лет в их конструкции не было заметных изменений. И только в последние десятилетия,  вместе с новыми достижениями в области химии, стали изменяться и автомобильные аккумуляторы. Но, к сожалению, как старые, так и новые модификации кроме преимуществ имели и ощутимые недостатки. И, наконец, конструкторы попытались создать гибридную батарею – модель, которая сочетала в себе все лучшие качества различных модификаций и при этом была лишена их недостатков. Что же такое гибридный аккумулятор для автомобиля и действительно ли  он настолько хорош, мы и попытаемся выяснить.

«Родители» гибридных аккумуляторов

Перед тем как говорить о гибридной технологии аккумуляторов, давайте познакомимся с их «родителями». А точнее с АКБ, на основе которых и была создана гибридная модель. Ими стали сурьмянистые и кальциевые аккумуляторы. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Сурьмянистые аккумуляторы

Сразу уточним, что основу пластин в обеих модификациях батарей составляет свинец. А вот легирующие добавки, которые обеспечивают работу АКБ, различаются. И в первом случае, как это становится понятно из названия, в качестве таких добавок выступала сурьма.

Производились сурьмянистые пластины литейной технологией и отличались высокой устойчивостью к глубокому разряду и невысокой ценой. Собственно и сегодня именно сурьмянистые батареи главенствуют на рынке аккумуляторов, несмотря на ряд недостатков. К ним можно отнести высокую степень саморазряда, предрасположенность к выкипанию воды и повышенную сульфатацию. Однако низкая стоимость таких АКБ позволяет мириться с указанными недостатками, и многие автолюбители до сих пор отдают предпочтение именно этим моделям.

Кальциевые аккумуляторы

Несколько десятков лет назад при производстве АКБ сурьму заменили кальцием. Причём не просто заменили саму добавку, но и существенно изменили технологию производства пластин. Теперь их изготавливают методом так называемой просечки, что позволяет сделать пластины более тонкими, лёгкими, но при этом прочными.

Новые батареи, на первый взгляд, были куда лучше старых аналогов. Они практически не требовали обслуживания, не нуждались в доливе воды, демонстрировали низкий уровень саморазряда, имели большую силу пускового тока, были значительно легче сурьмянистых АКБ и могли долго храниться без подзарядки. Казалось бы, идеальный аккумулятор создан, если бы не одно НО.

Кальциевые батареи очень боялись глубокого разряда и были чрезвычайно требовательными к бортовой сети автомобиля и стабильности зарядки. Эти минусы практически сводили на нет все вышеперечисленные достоинства.

Получалось, что идеальный аккумулятор должен обладать плюсами как сурьмянистых, так и кальциевых батарей. Именно так и возникла идея создания гибридной АКБ.

Конструкция гибридного аккумулятора

Как вы, наверное, уже догадались, в гибридном аккумуляторе присутствуют пластины обоих типов. Если быть точными, то положительные имеют сурьминовое легирование, а отрицательные – кальциевое.

Это позволяет, с одной стороны, решить проблему глубокого саморазряда, а с другой – сделать гибридные АКБ нетребовательными к обслуживанию и повысить их основные характеристики.

Достоинства гибридных аккумуляторов:

  1. Практически нулевой расход электролита. Присутствие кальция сводит к минимуму процесс выкипания, и таким образом уровень жидкости в батарее практически не снижается. Другими словами, гибридные модели АКБ не требуют (либо требуют минимально) обслуживания.
  2. Имеют низкий уровень саморазряда. Да и зарядка гибридного аккумулятора не требует такой стабильности тока и напряжения, как у кальциевых моделей.
  3. Высокие показатели пускового тока. Этот плюс опять же на счету кальция. Практически полное отсутствие сульфатации кальциевых пластин позволяет существенно повысить токоотдачу.
  4. Устойчивость к глубокому разряду. А вот это достоинство достигнуто благодаря сурьме. Именно она позволила снизить «чувствительность» кальция к возможным глубоким разрядам.

Что же до недостатков, то их у вышеописанных моделей практически нет. С технической точки зрения. Но зато есть один серьёзный «экономический» недостаток – гибридные автомобильные аккумуляторы имеют достаточно высокую стоимость. И если по сравнению с кальциевыми моделями их цена и не выглядит заоблачной, то вот стоимость сурьмянистых АКБ она превосходит в несколько раз.

Но, несмотря на высокую цену, гибридные аккумуляторы постепенно завоёвывают признание у автолюбителей. И, чтобы облегчить вам выбор гибридной батареи (если вы, конечно, начали задумываться о её покупке), мы составили небольшой хит-парад лучших, на наш взгляд, производителей гибридных АКБ.

Гибридные АКБ – производители и модели

Первым делом хочется обратить ваше внимание на продукцию Иркутского аккумуляторного завода АкТех. Его флагманская модель «Зверь» (признанная, кстати, лучшим аккумулятором России в 2017 году) создана как раз по гибридной технологии. Кроме уже почти легендарного «Зверя» АкТех выпускает ещё несколько гибридных моделей: AT 77A3-R, АТ 74АЗ-L и АТ 64A3-L.

Стоят батареи Иркутского завода сравнительно недёшево (4500 – 6000 рублей). И, если верить отзывам в социальных сетях и на автофорумах, прекрасно справляются с пуском двигателя в холодное время года (правда, при температуре ниже -30 градусов могут начать «капризничать»), практически не требуют обслуживания и служат в среднем от трёх до пяти лет. Немногочисленные нарекания связаны в основном с осыпанием пластин и пробитыми банками.

Продолжая тему отечественного производителя, остановимся на торговой марке «Тюменский медведь». Эти, даже по названию, мощные аккумуляторы также в большинстве своём изготавливаются по гибридной технологии. Стоят такие батареи несколько дешевле «АкТеховских» (3000-4000 рублей), правда на своём счету имеют как положительные, так и резко отрицательные отзывы. К плюсам «медвежьих» аккумуляторов чаще всего относят высокий пусковой ток и невысокую стоимость, а к недостаткам – короткий срок эксплуатации и боязнь холодов.

И завершают наш краткий обзор гибридные аккумуляторные батареи, выпускаемые под брендом A-Mega. А именно модель A-Mega 6СТ-74. Среди достоинств этой АКБ высокий уровень стартового тока, длительный срок «жизни» аккумулятора и неплохая устойчивость к морозам. В качестве недостатков большинство автолюбителей называют высокую стоимость данной батареи.

Как видите, идеального аккумулятора пока не существует. Но радует хотя бы тот факт, что производители не оставляют своих попыток его создать. Например, сейчас испытание в качестве легирующих добавок проходят селен и серебро, а жидкий электролит заменяют гелевым. И, как знать, возможно, модель идеального аккумулятора вот-вот сойдёт с конвейера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: