Как правильно выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Наверняка любой автовладелец сталкивался с ситуацией, когда его железный «конь» отказывался заводиться. И в большинстве случаев проблема заключалась в севшем аккумуляторе. В таких случаях на выручку приходит зарядное устройство (ЗУ). Однако оно требует времени, чтобы восстановить батарею. А что делать, если ехать нужно срочно? Для такой ситуации подойдут специальные пусковые и пуско-зарядные устройства (ПЗУ). Разобраться во всём многообразии изделий-помощников, сделать правильный выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора поможет информация ниже.

Выбор зарядного устройства для аккумулятора

При покупке основное внимание следует уделить техническим характеристикам ЗУ. Именно от них зависит качество зарядки АКБ, влияющее на эксплуатационный ресурс батареи. Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, на какие параметры нужно смотреть в первую очередь?

Напряжение

ЗУ может быть рассчитано на 6, 12 или 24 вольта. Но бывают и универсальные устройства, которые можно переключать на нужное напряжение. Для зарядки автомобильных аккумуляторов чаще всего выпускают изделия, способные заряжать 12-вольтовые АКБ (для легковых машин) и 24-вольтовые батареи (для грузовиков). Напряжение 6 В нужно для восстановления работоспособности аккумуляторов, устанавливаемых в мотоциклах, скутерах, некоторых детских игрушках.

Сила тока

Имеется в виду энергия, которую способно отдать зарядное устройство. Здесь всё зависит от ёмкости (Q) батареи, работоспособность которой вы будете восстанавливать. Отношение силы тока I к ёмкости АКБ – 1:10. То есть если у аккумулятора Q = 60 А/ч, то приобретаемый зарядник должен выдавать не менее 6 А (лучше покупать с небольшим запасом, например, в данном случае до 8–10 А). Данный параметр ЗУ обычно указан на лицевой панели изделия (также это можно понять и по пределу шкалы амперметра).

Преобразователь напряжения

ЗУ подключают к сети переменного тока, на выходе получается постоянное напряжение. Происходит это благодаря преобразователю. Есть два его варианта:

  1. Трансформаторный. ЗУ этого типа можно быстро определить по весу: устройство сравнительно тяжёлое. Внутри переменный ток понижается трансформатором, затем выпрямляется диодным мостом, иногда дополнительно сглаживается конденсатором. Такие устройства способны выдавать большие токи, но имеют невысокий КПД. Зато стоят недорого.
  2. Импульсные. Компактные и лёгкие ЗУ, где преобразование напряжения осуществляется посредством электроники. Стоят они несколько дороже трансформаторных, но в противовес им выдают более качественный ток (кривая выходного тока сглаживается максимально), являются более функциональными, большинство из них имеют защиту от переполюсовки, короткого замыкания.

Автоматический или ручной режим зарядки

Любая зарядка может работать в одном из двух режимов: ручном либо автоматическом. Впрочем, более дорогие аппараты функционируют и так, и так. В первом случае перед началом зарядки придётся самостоятельно выставлять нужный ток, величину которого в ходе процесса нужно изменять. Это достаточно утомительно, так как приходится постоянно контролировать ход зарядки.

Иное дело – автоматические устройства. Они способны постоянно поддерживать нужное значение I и U. По ходу заряжания сила тока будет постепенно уменьшаться. Есть и ещё один тип ЗУ, обеспечивающих на выходе заданную силу тока. Такие изделия функционируют только при подсоединённой батарее. Если один из проводов с зажимами отсоединить, ЗУ отключится. Его особенность – стабилизация I в случае колебаний сетевого напряжения или изменения уровня заряженности аккумулятора. Данные устройства сокращают время восстановления АКБ благодаря применению допустимого тока.

Предпусковое ЗУ

Речь идёт об устройствах, гарантирующих получение на выходе тока, превышающего номинальное значение, необходимое для спокойной зарядки батареи. Если у неё, например, Q = 55 А/ч, то предпусковое ЗУ выдаст (это можно установить самостоятельно) 10 А, а не 5,5 А, как положено. В итоге аккумулятор «взбодрится» перед пуском силового агрегата автомобиля. Но стоит заметить, что часто пользоваться таким приёмом не рекомендуется: это отрицательно сказывается на эксплуатационном ресурсе АКБ.

Пуско-зарядные устройства

Их предназначение – помощь при старте двигателя, когда аккумулятор не работоспособен. Пользоваться ПЗУ несложно: достаточно его провода с зажимами подсоединить с соблюдением полярности к АКБ и можно заводить машину. Особенность устройства заключается в его возможности выдавать примерно до 150 А в течение нескольких (обычно 5-ти) секунд. Этого времени вполне достаточно, чтобы запустить двигатель при условии, что все его системы работают нормально.

Пусковые устройства

Это достаточно мощные системы, чаще всего стационарного типа. С их помощью можно завести силовой агрегат вообще без АКБ, благодаря большой силе тока, выдаваемой ПУ. Стоят они недёшево, и поэтому в частном гараже увидеть пусковое устройство можно редко. Чаще всего они встречаются в автомастерских.

Интеллектуальные зарядные устройства

Это особая, наиболее продвинутая категория изделий. В них главная роль отводится процессору – сложной микросхеме. Именно она анализирует состояние подключенной батареи и решает, какой режим заряда к ней применить. Эти ЗУ многофункциональны: в них можно выбрать тип АКБ (обычная, гелевая и т. д.), уровень мощности, скорость заряжания и многое другое. В большинстве интеллектуальных устройств выдаваемая I = 8 А, поэтому АКБ большей ёмкости с ними работать не будут.

Режим десульфатации

Процесс сульфатации заключается в появлении на пластинах-электродах АКБ белой оболочки из серно-кислого свинца. Эта плёнка затрудняет доступ ионов непосредственно к свинцу. В итоге химические реакции замедляются, а впоследствии прекращаются вовсе. Есть несколько способов десульфатации:

  1. Потребуется слить весь электролит и вместо него заполнить банки дистиллятом. Зарядку нужно проводить малым током длительное время – несколько часов. При необходимости процедура повторяется. Затем придётся добавлять кислоту, чтобы добиться требуемой плотности.
  2. Использование специальных десульфатирующих составов, доливаемых в элетролит (от 1 до 1,5 г/л). Через несколько дней батарея вновь обретёт работоспособность.
  3. Применение восстановительного устройства – десульфатора. По сути, это источник мощного импульсного тока, образующий ионы, которые пробивают вредную оболочку на пластинах и в конце концов разрушают её. Здесь есть нюанс: постоянно заряжать таким устройством АКБ не стоит, иначе у батареи сократится срок службы. Лучший вариант – использовать десульфатор раз в год, в виде профилактики.

Проверка ёмкости

Эта функция имеется у некоторых зарядных устройств. Тестирование проводится путём автоматического анализа напряжения батареи и выдаваемого ей силы тока. Итоговый результат высвечивается на дисплее. Стоят подобные комбинированные устройства недёшево.

Программируемый заряд

Эта функция предусмотрена у некоторых ЗУ. Имеется в виду, что пользователь может перед началом процесса зарядки установить множество параметров: например, напряжение, силу тока, время, даже настроить температуру отключения. Способность к программированию позволяет заряжать любую разновидность батарей.

Тестирование ЗУ для зарядки автомобильного АКБ

Провести тест автомобильных зарядных устройств можно лишь в процессе при подключённом аккумуляторе. Если он имеет нормальную плотность электролита, то качество устройства определяется по тому, на сколько процентов он заряжает батарею. Большинство ЗУ выдаёт значение в 85–90 %. Наиболее качественные устройства могут доводить уровень заряда АКБ до 95 %, в редких случаях до 100 %. Стоит отметить, что значение в 90 % совсем даже неплохое. Желательно осуществить тест зарядного устройства для автомобильного аккумулятора при отрицательных температурах и сравнить результаты.

Советы, как правильно выбрать зарядное устройство для АКБ

Если вы уже в курсе, как подобрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора в соответствии с техническими параметрами, описанными выше, то остаётся обратить внимание на несколько, казалось бы, второстепенных моментов. Дело в том, что аппараты могут иметь одинаковые параметры и примерно одну и ту же стоимость, а вот по наличию полезных дополнений отличаются. Какой зарядник для автомобильного аккумулятора лучше? Ниже перечислены опции, которые помогут вам установить наиболее оптимальный режим зарядки аккумулятора:

  1. Если вы решили приобрести недорогое ЗУ ручного типа, желательно, чтобы оно имело не только амперметр, но и вольтметр, ещё лучше цифровая индикация.
  2. Посмотрите на провода и зажимы: они должны быть в меру толстыми, особенно «крокодилы», которые на дешёвых устройствах ввиду своей тонкости не могут нормально зажать клемму и ломаются через пару-другую циклов.
  3. Для ЗУ будет плюсом наличие электронной защиты от перегрузок, КЗ, переполюсовки (у бюджетных устройств стоит предохранитель, чаще автомобильного типа).
  4. Неплохо, если в устройстве имеется термокомпенсация, позволяющая корректировать зарядный ток в зависимости от температуры воздуха.
  5. Для гелевой либо кальциевой АКБ нужно покупать программируемое ЗУ.

Рейтинг и отзывы о ЗУ

Однозначно сказать, какой аппарат лучше, не так просто: выбор просто огромный. В связи с этим представляем вам рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов, составленный на основе отзывов автовладельцев. Сюда включены отечественные и зарубежные модели, рассортированные по методу управления.

Автоматические ЗУ

Данный тип приборов обеспечивает авторегулировку тока, изменяемого в зависимости от уровня заряда АКБ. В итоге батарея не «кипит» и служит дольше. Рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов:

  1. Орион PW150 (РФ). Работает со свинцово-кислотными батареями. Отличается лаконичным оформлением панели, отсутствием амперметра, настроечных ручек. Есть пара светодиодов, сигнализирующих о ходе процесса. «Убитый» аккумулятор «Орион» не вытянет, но сильно разряженному точно поможет. Потребителям нравится за простоту, отсутствие необходимости контроля и небольшую стоимость.
  2. Автоэлектрика Т-1001АР (РФ). Его особенность – способность предотвращения сульфатации. Если постоянно пользоваться этим ЗУ, эксплуатационный ресурс батареи увеличится. Устройство можно использовать для восстановления батарей, изготовленных по технологии AGM. Также «Автоэлектрика» поможет убедиться в работоспособности (или её отсутствии) генератора и реле-регулятора. Хорошее зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов (недостатков не найдено).
  3. Quattro Elementi I-Charge 10 (Италия). Компактностью не отличается, но свободно заряжает батареи до 100 А/ч. Устройство автоматически в ходе процесса выбирает нужный режим. Если что-то пошло не так, срабатывает оповещение. Владельцы этого ЗУ отмечают, что оно без проблем помогало пускать двигатель в сильные морозы.

ЗУ ручного типа

Способны восстанавливать, казалось бы, совершенно недееспособные АКБ: мгновенно отдают энергию на клеммы. Стоят значительно дешевле автоматических «коллег». Минус – в необходимости постоянного контроля над процессом. Иначе возможно закипание, а в худшем случае и взрыв. Топ зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов:

  1. Kolner KBCH 4 (РФ, но делают в КНР). Устройство максимально упрощённое, стандартное, никаких изысков не имеющее. Индикация заряда происходит через светодиоды. Есть защита от КЗ и переполюсовки. Покупателей привлекает низкая стоимость.
  2. Сонар УЗП 210 (РФ). Оснащён импульсным преобразователем. Характерная особенность – сочетание авто- и ручного управления. Процесс заряжания идёт по стандартному сценарию: оперативная подача большого тока, его стабилизация, буферный режим, стагнация напряжения.
  3. ЗПУ 135 (РФ). Мощная система, способная оживить даже пустую АКБ. I = 13 А, а пусковой – до 140 А (не более 15 сек.). Устройство пользуется спросом у владельцев автомастерских, сервисных центров. Недостаток: отсутствие защиты от КЗ.

ЗУ на микропроцессорах

Сегодняшние технологии позволяют создавать ЗУ, способные не только подзаряжать АКБ, но и возвращать к жизни совсем, казалось бы, безнадёжные изделия. Общий минус устройств – сравнительная дороговизна. Поэтому частных владельцев этих ЗУ насчитывается примерно 20 % от общего числа покупателей. Рейтинг таких устройств следующий:

  1. Smart Power SP-25N Professional (Филиппины). Имеет небольшие габариты, но солидную мощность. ЗУ может заряжать батареи в промышленных масштабах, почти без передышек. Покупатели отмечают высокую сопротивляемость корпуса влаге, удобство цифрового дисплея, надёжность и качество сборки.
  2. Redhotdot Volta G-260 (ФРГ, делают в Италии). Характеризуется простой и наглядной панелью управления, кроме АКБ для легковушек, способен реанимировать мотоциклетные (6 В) батареи и аккумуляторы для грузовиков (24 В). При подключении ошибиться невозможно: за вас думает электроника, что очень нравится покупателям. Многие это ЗУ считают лучшим зарядным устройством для автомобильного аккумулятора в своём классе.
  3. Daewoo DW-800 (Южная Корея). Помимо зарядки производит диагностику АКБ. Устройство самостоятельно определяет оптимальные I и U. Есть полная защита от замыканий, перегрева, переполюсовки. При необходимости можно включить режим десульфатирования. Предназначено для зарядки пяти разновидностей аккумуляторов. По словам покупателей, постоянное использование этого ЗУ приводит к увеличению срока службы АКБ в два раза.

Остаётся надеяться, что приведённая выше информация не только поможет вам понять, какое зарядное устройство купить для автомобильного аккумулятора. Используя изложенные здесь нехитрые рекомендации, вы сможете серьёзно увеличить эксплуатационный ресурс АКБ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector