Неисправности аккумулятора при эксплуатации автомобиля

Средний срок службы АКБ составляет примерно 3–4 года (при редком использовании машины до 6 лет), или 75–100 тыс. км пробега. Однако батарея может прослужить меньше, если не соблюдаются правила её хранения или эксплуатации. В таких случаях увеличивается саморазряд аккумулятора, уменьшается ЭДС и падает напряжение на клеммах в момент пуска двигателя. Что же является причинами неисправности АКБ? Об этом – ниже.

Повреждения корпуса

Эту проблему можно обнаружить при визуальном осмотре изделия: протекающий электролит будет заметен сразу. Есть и иной способ, подразумевающий использование тестера. Его нужно переключить на измерение напряжения, один щуп подсоединить к любой клемме батареи, а вторым поводить по корпусу. Отклонение стрелки будет служить признаком неисправности аккумулятора автомобиля. Причины появления трещин:

  • плохое закрепление АКБ, в результате чего она подвергается вибрации и тряске;
  • небрежное отношение к изделию при его транспортировке, хранении;
  • попадание в ДТП.

Если на батарее сверху есть мастика (сегодня такие АКБ устарели и встречаются довольно редко) и электролит сочится из-под неё, трещины можно ликвидировать оплавлением. То же относится к современным аккумуляторам, если повреждения около клемм (только паять придётся пластик). А вот трещины на АКБ сбоку таким методом не устранить: её придётся отдать в ремонт, где поменяют корпус. Самостоятельная реставрация возможна лишь при наличии небольших повреждений и разборной конструкции батареи. В этом случае пригодится эпоксидная смола. Ход действий:

  • полностью слейте электролит;
  • удалите с краёв сверху мастику, чтобы вытащить пластины в «комплекте» с электродами батареи;
  • тщательно высушите пустой корпус;
  • заклейте трещины эпоксидной смолой, используя пропитанную ей плотную ткань;
  • высушите отремонтированную коробку в течение суток;
  • залейте электролит нужной плотности.

Окисление клемм

Почему окисляются клеммы аккумулятора, каковы причины данного явления? Чаще всего это вызывается неплотным прилеганием контактов к полюсам АКБ. Обнаружить такое можно по белому налёту на полюсных выводах, который может появиться при попадании на контакты электролита. В итоге постепенно увеличивается электрическое сопротивление в цепи «аккумулятор – стартер». Последний начинает с трудом проворачивать коленчатый вал из-за недостаточной величины тока. Чтобы решить проблему:

  • зачистите клеммы и выводы мелкой наждачной бумагой до появления металлического блеска;
  • смажьте контакты специальной смазкой (продаётся в автомагазинах) или техническим вазелином;
  • хорошо затяните клеммы (но без фанатизма!).

Глубокий разряд

Неисправности аккумулятора при эксплуатации автомобиля

Это наиболее распространённая причина плохой работы батареи. Недостаточная зарядка АКБ ведёт к тому, что она не выдаёт нужный ток, что приводит к недостаточно активному проворачиванию коленвала при пуске двигателя. Основные причины плохого заряда (или его полного отсутствия):

  • плохой контакт клемм аккумулятора и выводов подсоединённых к нему проводов;
  • ослабление ремня привода генератора;
  • поломка регулятора напряжения (может быть встроенным или в виде отдельной конструкции);
  • выход из строя самого генератора;
  • низкий уровень электролита или плотности в банках батареи;
  • перегорание предохранителя;
  • неисправности электропроводки.

Проверить работоспособность генератора можно при помощи вольтметра. Для этого нужно запустить двигатель и померить напряжение на клеммах АКБ. Оно должно быть в пределах 14,0–14,5 Вольт и не падать ниже указанного минимального значения при включении потребителей: дальнего света, отопителя, обогревателя заднего стекла. В случае, когда напряжение менее 14 Вольт, это значит, что не заряжается аккумулятор автомобиля: придётся заняться ремонтом генератора.

Если реле-регулятор и генератор исправны, то от последнего нужно провести отдельный провод к плюсовой клемме аккумулятора. При полном восстановлении зарядки проверьте целостность штатного кабеля. Найти нужный предохранитель можно, воспользовавшись информацией из инструкции к эксплуатации автомобиля или данными из интернета.

Уровень электролита считается нормальным, если жидкость выше щитка на 10–15 мм. Чтобы произвести проверку, понадобится специальная стеклянная трубка с метками внизу. Её нужно опустить в одну из банок до упора в щиток. Зажмите верхнее отверстие трубки и вытащите её. Электролит, находящийся в ней, покажет высоту уровня. Если он недостаточен, долейте дистиллированную воду. Зимой проверять уровень электролита рекомендуется каждые две недели, в жаркую погоду – через одну.

Загрязнение электролита

Эта неприятность может появиться при неправильном уходе за изделием, когда при неаккуратной доливке электролита внутрь банок попадает грязь. Вторая причина – некачественный ремонт батареи, в результате которого перемычки спаиваются неправильно. Как понять, что аккумулятор неисправен? Это можно увидеть по следующим признакам:

  • сильное выделение газов (особенно при зарядке), вызываемое появлением в растворе меди;
  • появление на дне банок светлого осадка из-за попадания внутрь АКБ хлора;
  • окрашивание электролита в тёмно-красный цвет, что свидетельствует о появлении в растворе марганца;
  • автомобильный аккумулятор не держит заряд.

Чтобы решить проблему, слейте загрязнённый состав и заполните аккумулятор дистиллированной водой. Затем поставьте АКБ на зарядку, установив небольшой ток. Через час удалите воду, залейте электролит нужной плотности и зарядите батарею стандартным током.

Сульфатация пластин

Подобная неисправность аккумуляторных батарей обычно служит им «приговором». Химическая реакция возникает в нескольких случаях, в основном связанных с неправильной эксплуатацией батареи:

  • отсутствие периодической подзарядки АКБ;
  • недостаточная плотность электролита либо недостаточный его уровень (в итоге пластины входят в контакт с воздухом);
  • постоянная эксплуатация сильно разряженного аккумулятора.

Определить начало процесса сульфатации можно, взглянув на электролит в банках. Вы увидите на поверхности кристаллы сернокислого свинца – основной признак умирающего аккумулятора автомобиля. Эти химические образования не могут раствориться в жидкости, из-за чего она не поступает внутрь пластин. В итоге их рабочая поверхность становится маленькой, что приводит к потере ёмкости батареи.

Ещё один признак начала сульфатации – быстрая зарядка: час-другой и можно ехать! Однако в реальности точно так же быстро происходит саморазряд аккумулятора автомобиля. Если сульфатация обнаружена на ранней стадии, есть возможность исправить ситуацию, осуществив 4–5 циклов зарядки и разрядки. Для этого сначала приведите аккумулятор в положение полной «боевой готовности». Затем подсоедините к его клеммам какую-нибудь мощную нагрузку: например, лампу дальнего света от автомобиля. Ток разрядки – 4–5 ампер (его можно измерить тестером, включив в разрыв цепи «лампа – аккумулятор»). Процедуру повторите несколько раз. Если вы заряжаете аккумулятор, а он не заряжается, можно попробовать применить специальный химикат – десульфатор, заливаемый внутрь банок (электролит нужно слить). Если и эта операция не помогла, придётся приобретать новую батарею.

Стоит отметить: сульфатация пластин может привести к их разрушению. В этом случае причины выхода из строя аккумулятора автомобиля следующие:

  1. Длительное хранение АКБ в состоянии полной разрядки.
  2. Неправильный выбор плотности электролита: стоит помнить, что она увеличивается при высокой температуре и длительной зарядке из-за испарения дистиллированной воды. В итоге разрушаются не только пластины, но и решётки электродов.

Чтобы неисправности аккумулятора автомобиля в виде сульфатации не коснулись вашей батареи, достаточно элементарно соблюдать нехитрые правила:

  • содержите аккумулятор в чистоте;
  • поддерживайте необходимую плотность электролита;
  • не допускайте глубокого разряда батареи.

Короткое замыкание пластин

Эта проблема возникает при разрушении сепараторов, а также в случае появления осадка на дне банок. В результате разнополюсные пластины входят в электрический контакт, вызывая саморазряд автомобильного аккумулятора. Есть и иные причины появления короткого замыкания:

  • чрезмерно долгое заряжание батареи;
  • повышенная плотность электролита;
  • постоянная вибрация, тряска при плохой фиксации аккумулятора в подкапотном пространстве.

В подобных случаях автомобильный аккумулятор не заряжается вообще или недостаточно полно. Короткое замыкание невозможно исправить в условиях гаража, поэтому АКБ с такой неисправностью целесообразнее сдать в ремонт. Если конструкция батареи позволяет, то её восстановление вполне возможно. Как показывает практика, обычно не заряжается одна банка аккумулятора автомобиля, которую можно заменить. В ином случае АКБ придётся утилизировать и покупать новую.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: