Особенности гелевого автомобильного аккумулятора

Когда-то батареи, в которых вместо жидкости применялся гель, использовались исключительно в самолётостроении. Это было обусловлено необходимостью создания аккумулятора, который мог бы функционировать в любом пространственном положении. Самолёт (особенно военный) постоянно выполняет виражи, наклоны, развороты и сложные пилотажные фигуры, поэтому нужна АКБ, из которой не выльется жидкость.

По мере расширения производств гелевые аккумуляторы стали применять на водном транспорте, позже и в автомобильной промышленности. Несмотря на засилье в ней кислотно-свинцовых батарей, гелевые постепенно стали занимать свою рыночную нишу, всё больше завоёвывая популярность. С чем это связано?

Конструктивные и технологические особенности гелевых АКБ

Работают описываемые аккумуляторы точно так же, как и батареи иных типов: принципиальных различий нет. Что такое гелевый аккумулятор? В герметичном корпусе размещаются шесть секций-банок, соединённых последовательно, каждая из которых выдаёт 2,1 В. Внутрь заливается не жидкий электролит, а особый состав – гель, имеющий абсорбированную консистенцию. Это и есть основное отличие гелевых аккумуляторов для автомобиля от кислотно-свинцовых изделий. Внешне такая батарея ничем не отличается от любой другой необслуживаемой. В ходе производства гелевых АКБ было освоено две технологии.

AGM

В переводе с английского аббревиатура означает «впитывающие стеклянные маты». В устройстве гелевого аккумулятора это обычная стеклоткань, разделяющая внутри корпуса минусовые и плюсовые электроды-пластины. Стекловолоконный сепаратор содержит в себе желеобразный кислотный раствор в связанном виде. Благодаря этому раствор не растекается.

Применение технологии AGM обеспечивает нормальную работу гелевого автоаккумулятора для авто в любом положении: хоть на боку, хоть кверху ногами (однако производители не рекомендуют экспериментировать). При этом все вредные испарения не могут выйти наружу: они остаются в стеклоткани и в циклическом режиме снова и снова участвуют в химических реакциях.

GEL

Стоит отметить ошибку, допускаемую многими автолюбителями, считающими, что Gel означает – «гелий», химический элемент. Это не так: в данном случае имеется в виду гель – желеобразный состав. Гелевые аккумуляторы на 12 вольт для автомобиля, изготовленные по этой технологии, отличаются лучшими эксплуатационными параметрами. Циклический ресурс (количество зарядов-разрядов) больше, энергоотдача выше.

В батареях этого типа между электродами помещается сепаратор с силикагелем. Его дополняют в батарею ещё на стадии производства. Впоследствии вещество застывает, образуя внутри себя огромное количество пор. В них-то и содержится электролит.

Преимущества и недостатки гелевых батарей

Зайдя в автомагазин, можно сразу увидеть первый минус этих аккумуляторов – «неинтересный» ценник: стоимость инновационных АКБ выше, чем таких же по техническим параметрам кислотно-свинцовых изделий. Имеются и иные отрицательные стороны гелевого автомобильного аккумулятора:

  1. Необходимость контроля во время зарядки АКБ. Гелевые изделия очень чувствительны к току и напряжению: они должны быть заданы очень чётко. Лучший вариант – применение автоматических ЗУ.
  2. Восстановление гелевой батареи после глубокого разряда сопряжено с определёнными трудностями технического порядка и не всегда возможно – по крайней мере, до 100-процентной работоспособности.

Плюсов гораздо больше, чем минусов, что подтверждают положительные отзывы о гелевых аккумуляторах. Помимо способности работать в любом положении, изделия имеют массу иных достоинств:

  1. Увеличивается эксплуатационный ресурс батареи: «желе» задерживает разрушение свинца.
  2. Сульфатация гелевых аккумуляторов для авто отодвигается на более поздний срок благодаря применению в производстве электродов высокоочищенного свинца. Это понижает внутреннее сопротивление аккумулятора, что уменьшает время зарядки.
  3. Более высокие стартовые токи, если сопоставлять с «кислотниками» (примерно в 1,5 раза).
  4. Используемая желеобразная масса играет роль диэлектрика, предотвращающего соприкосновение пластин разной полярности, которое способно вызвать КЗ.
  5. В подавляющем большинстве гелевые батареи необслуживаемые: доливать дистиллят, электролит нет необходимости.
  6. Ввиду вышеописанных преимуществ срок службы гелевого аккумулятора более продолжительный: до 6–10 лет.
  7. При длительном хранении гелевый аккумулятор дольше сохраняет свою работоспособность благодаря высокой устойчивости к саморазряду.

Нюансы зарядки АКБ с гелевым электролитом

Напряжение на клеммах у гелевого источника энергии такое же, как и у иных батарей – 12,6–12,7 В. Процесс зарядки тоже обычный. Но есть важный момент: если у вас бюджетное зарядное устройство, рекомендуется контролировать U и I. Последнее значение не должно превышать 1/10 от ёмкости АКБ. Даже несильное превышение тока зарядки может привести к быстрому выходу из строя недешёвого изделия. Напряжение нужно удерживать в пределах до 14,4 В. Нелишне взглянуть на этикетку батареи: там обычно указывается рекомендуемое напряжение – cycle use. При заряжании обслуживаемой гелевой батареи (встречаются довольно редко) не забудьте отвернуть пробки банок. Пошаговый алгоритм действий:

  1. Подсоедините батарею к ЗУ с соблюдением полярности.
  2. Выставьте ток, соответствующий 1/10 ёмкости АКБ.
  3. В ходе зарядки напряжение будет увеличиваться: контролируйте его, не допуская превышения значения в 14,4 В.
  4. Ориентировочная длительность процедуры – 10–12 ч.

Выше описан стандартный процесс заряжания. Но есть и иной вариант, предлагаемый опытными автомобилистами. Они советуют зарядный ток убавить в два раза, тем самым увеличив время процесса до суток. Такой приём поможет увеличить ресурс АКБ.

Срок службы гелевой батареи

Здесь всё зависит от двух факторов: правильной эксплуатации и исправности электрооборудования автомобиля. В первом случае имеется в виду не только правильная зарядка аккумулятора, но и несложный уход за ним. Это содержание батареи в чистоте, сухости: даже небольшие загрязнения проводят ток между клеммами АКБ, что ведёт к повышенному саморазряду. Если батарея обслуживаемая, контролируйте уровень электролита и его плотность. При соблюдении вышеописанных условий эксплуатационный срок гелевого источника энергии на авто составляет 6 и более лет. Но самое главное: такие батареи способны выдерживать до 350 глубоких разрядов (состояние 0 %) с последующей зарядкой. А если падение работоспособности АКБ составляет 70 %, то число циклов вырастет до 1200.

ТОП лучших фирм-производителей

Рейтинг производителей гелевых источников энергии возглавляют 3 компании, уже хорошо зарекомендовавшие себя на традиционном рынке аккумуляторов:

  1. Optima Yellow Top. В этой американской батарее применяется уникальная запатентованная технология, заключающаяся в особом способе укладки электродов: спиралью. В итоге аккумулятор получился очень компактным. Батареи от этого производителя обычно выпускают в виде нескольких соединённых между собой цилиндров. Даже небольшие по ёмкости Optima Yellow Top обладают серьёзным стартовым током в 765 А. Батареи имеют особую устойчивость к тряске и вибрации, благодаря чему охотно используются гонщиками.
  2. DELTA GX 12-60. Производители позиционируют этот продукт как изделие, срок службы которого достигает 10 лет. Батарея имеет широкий рабочий температурный диапазон: от минус 40°С до плюс 40°С.
  3. VARTA ULTRA DYNAMIC. Конструкторы из ФРГ предложили рынку очень надёжную батарею, которая отвечает самым щепетильным требованиям производителей авто. В аккумуляторах этой фирмы раствор впитывается в каждый сепаратор по отдельности и уже там превращается в желеобразную массу. Батарея гарантирует хороший пусковой ток и служит долго. Единственный минус – нежелательно использовать VARTA ULTRA DYNAMIC при чрезмерно низкой температуре.

Итог

Надёжность и качество гелевых аккумуляторов для авто подтверждается их применением в качестве источников энергии на электромобилях: здесь этим батареям отдан приоритет – они выиграли конкурентную борьбу с LiFePo аккумуляторами. Изучив плюсы и минусы гелевых аккумуляторов, не забывайте, что их ресурс зависит от правильной эксплуатации и исправности электрооборудования авто: только в этом случае, заплатив немалые деньги, вы получите надёжного помощника на десятилетие вперёд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: