Применение зарядных устройств для восстановления автомобильного аккумулятора

Применение зарядных устройств для восстановления автомобильного аккумулятора

Иметь в своём распоряжении зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ЗУ) совсем не роскошь. Этот аппарат рано или поздно обязательно понадобится. Если вы постоянно совершаете частые короткие поездки (например, до работы, к школе, в детский сад и обратно), батарея не успевает восстановиться на 100 % и в один «прекрасный» день откажется запускать силовой агрегат. Кроме того, устройство зарядное для автомобильного аккумулятора понадобится морозной зимой, когда отрицательная температура является стрессом для изделия, точнее, химических процессов, способствующих выработке электричества.

Что такое зарядное устройство для АКБ

Эти аппараты функционируют по-разному. Однако цель у зарядных устройств для аккумуляторов одинаковая – выдача постоянного напряжения и обеспечение на выходе определённой силы тока. В подавляющем большинстве случаев для питания аппарата нужна одно- или трёхфазная сеть. В бытовых условиях приемлем первый вариант – 220 В. Преобразование переменного напряжения в зарядных устройствах для аккумуляторов осуществляется:

  1. С помощью трансформаторов, где применяется свойство электромагнитной индукции.
  2. Посредством менее громоздких электронных трансформаторов и специальных электрических схем.
  3. Без трансформатора, когда функцию понижения, выпрямления напряжения и обеспечения нужной силы тока выполняют электронные делители.

Наиболее востребованными являются два первых метода зарядки для аккумулятора автомобиля.

В каких ситуациях используют зарядное устройство?

Кажется, ответ очевиден: ЗУ нужно при отказе батареи. Но когда возникает такая ситуация? Это может происходить при хронической недозарядке: как указывалось выше, при регулярных и непродолжительных поездках. Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля понадобится в морозы, когда ёмкость батареи из-за снижения активности химических процессов может уменьшиться в 2 раза, и она будет не в состоянии провернуть коленвал. Данная проблема особенно актуальна для АКБ, прослуживших более 3–4 лет. Также без ЗУ не обойтись, если вы задумали восстановить батарею, на 100 % потерявшую работоспособность. Часть видов зарядных устройств для аккумуляторов помогут при десульфатации: эта процедура продлит эксплуатационный ресурс АКБ.

Виды зарядных устройств

Есть несколько классификаций ЗУ, где предусмотрено деление по их предназначению, конструкционным особенностям и методу заряжания. Далеко не каждая разновидность зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов подойдёт к конкретному виду батареи. Поэтому деление ЗУ стоит рассмотреть подробнее.

По функции

В этой категории зарядные устройства для аккумулятора автомобиля подразделяются на несколько видов, различающихся между собой в основном по главному параметру – мощности (выдаваемой I):

  1. Автомобильное зарядное устройство. Аппараты этого типа предназначены исключительно для подзарядки севшей батареи. Причём если последняя разряжена на 100 %, понадобится специальная технология восстановления. Такие ЗУ отличаются небольшим, до 10, реже 20 А, выдаваемым током.
  2. Пусковое устройство. Собирается по электрической схеме, где главную роль играет мощный трансформатор. При подключении к сети 380 или 220 В аппарат способен выдать ток до 200 и более ампер. Этого достаточно, чтобы запустить мотор даже при совсем севшей АКБ. В дальнейшем она будет подзаряжаться от автомобильного генератора. Пусковые аппараты отличаются громоздкостью и применяются в основном профессионально: в мастерских, автосервисах.
  3. Пуско-зарядные системы. Как понятно из названия, данные устройства призваны совместить обе функции – подзарядки и пуска. В первом случае ПЗУ работает как обычный зарядник. Во втором – помогает при старте двигателя, если батарея ещё не совсем умерла. При полностью неработоспособной АКБ запустить мотор сможет далеко не каждое ПЗУ.

По способу заряда

Здесь есть два варианта. Первый из них – зарядники для аккумулятора автомобиля с ручным регулированием силы тока. Это наиболее распространённые ввиду простоты конструкции и невысокой стоимости устройства. Зарядка для аккумулятора автомобиля данного типа обычно оснащена вольтметром и(или) амперметром. Это позволяет всегда быть в курсе процесса и при необходимости вмешаться в него для корректировки выдаваемых устройством значений U и I. Подобные зарядные устройства для автомобильной АКБ особенно удобны при осуществлении специальных мероприятий: например, при проведении десульфатации или восстановлении АКБ, на 100 % потерявшей работоспособность.

Второй вариант зарядного устройства для автомобиля работает в автоматическом режиме, что называется «подключил и забыл». В таких аппаратах зачастую нет ни вольтметра, ни амперметра – их заменяют сигнальные индикаторы. Автоматические зарядки для аккумулятора авто сами вычисляют состояние батареи и устанавливают оптимальный режим её подпитки. АЗУ незаменимы при восстановлении работоспособности гелевых или литиевых АКБ, где требуется точное соблюдение режима заряжания. Его несоблюдение ведёт к выходу из строя недешёвого изделия. Единственный минус ЗУ-автоматов – высокая стоимость.

По конструкции

Имеется в виду способ преобразования напряжения, питающего устройство, в нужный постоянный ток. Этим занимается электронная схема, в соответствии с которой работает ЗУ:

  1. Трансформаторный тип. Основной элемент – сетевой трансформатор. Вместе с ним в схему входит минимум деталей: диодный выпрямительный мост, иногда – сглаживающие фильтрующие конденсаторы. Особенность устройства – высокая надёжность. Минус – большие размеры, масса. К тому же не каждый тип АКБ можно заряжать подобным аппаратом.
  2. Импульсный тип. В этих устройствах применяется высокочастотное напряжение, благодаря чему удалось существенно уменьшить габариты изделия и его массу. Однако при этом схема усложнилась, что вызвало увеличение стоимости.

Встроенная защита ЗУ

Она используется для предохранения устройства от перегрузок, замыканий, ведущих к поломке аппарата. Наиболее простой метод, применяемый в бюджетных изделиях, – плавкий предохранитель. Однако работать с ним не слишком удобно: при перегорании приходится покупать новую деталь. Гораздо комфортнее интеллектуальное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, оснащённое автоматикой. Здесь уже вмешательство человека минимизировано: аппарат при нештатной ситуации просигнализирует об ошибке (в некоторых устройствах сообщается или выводится на дисплей и её тип), и вам останется только привести всё в норму.

Защитный автомат, предотвращающий перегрев

В процессе работы любой зарядник для автомобильных аккумуляторов немного нагревается, и это нормально. Однако чрезмерное повышение температуры неприемлемо, оно ведёт к выходу из строя элементов схемы. Простейший метод борьбы с перегревом – установка небольшого вентилятора внутри корпуса. Ещё один способ – подключение дополнительного электронного модуля (термокомпенсатора), который при повышении температуры автоматически отключает аппарат или корректирует силу тока. На практике оба метода зачастую используют одновременно.

Защитное реле, сигнализирующее о нарушении полярности клемм

Здесь метод предохранения зарядного устройства для авто от поломки только электронный. Схема на реле – наиболее простая. При неправильном подключении клемм компонент срабатывает, и ЗУ отключается. Одновременно на панели аппарата появляется визуальный сигнал. Минус защиты на реле заключается в невозможности его срабатывания при полностью разряженной АКБ.

Порядок работы с зарядным устройством

Алгоритм действий с зарядными устройствами для аккумулятора авто разного типа в основном один и тот же. Достаточно поэтапно соблюдать последовательность действий.

  1. Подключение к аккумулятору
    Силовой агрегат машины должен быть заглушен, зажигание выключено. Сначала подсоедините плюсовый провод зарядного устройства для АКБ автомобиля (он красного цвета) к положительному контакту батареи, затем минусовый (чёрного цвета). Проконтролируйте, чтобы зажимы зарядки для автомобильных аккумуляторов надёжно захватили клеммы аккумулятора. Провода от электрооборудования, подключённые к батарее, отсоединять необязательно.
  2. Подключение к розетке, выбор настроек
    Подключите зарядку к сети 220 В и включите кнопку питания на панели аппарата. Выберите нужный режим работы. Устанавливаемый ток не должен быть больше 10 % от ёмкости АКБ. Если ваше устройство автоматическое, достаточно только подсоединить его провода к батарее.
  3. Режим восстановления аккумулятора
    Батарея будет считаться заряженной, когда показания амперметра уменьшатся до 0,2–0,5 А. Требуемое для этого время – 6–24 ч: всё зависит от степени разряженности батареи. Автоматические устройства по окончании процесса подают звуковой или визуальный сигнал (в виде загоревшегося светодиода на передней панели).
  4. Отключение устройства
    Всё производится в обратном порядке. Сначала клавишей отключается ЗУ, потом вытаскивается вилка питания из розетки. После этого можно снимать зажимы: сначала положительный (красного цвета), затем отрицательный.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: