Ситуация, когда невозможно завести мотор, причём в самый неподходящий момент – совсем не редкость. С этой проблемой, особенно в холода, приходилось сталкиваться почти каждому автомобилисту. Но не только погодные условия тому причина: при регулярных частых поездках батарея не успевает полноценно зарядиться, и в конце концов наступает момент Х, когда немедленный выезд становится невозможным. Если у вас есть зарядка и время (пара часов, минимум 30 минут), положение можно исправить. Но что делать, если ехать надо немедленно и прикурить не у кого? В таких ситуациях нужно заранее выбрать пуско-зарядное устройство для автомобиля.
Виды пуско-зарядных устройств для авто
Рынок предлагает довольно много подобных приспособлений, которые подразделяются на несколько видов. Рейтинг пуско-зарядных устройств для автомобиля, их классификация связаны с ценой, конструкцией и способом формирования высоких стартовых токов.
Трансформаторные ПЗУ
Они из-за простой схемы считаются наиболее надёжными и недорогими. Принцип действия несложный: на трансформатор (обмотку I) поступает переменный ток из розетки 220 В, который понижается. С обмотки II снимается необходимое напряжение и идёт на выпрямительный диодный мост. Далее уже постоянное U сглаживается конденсаторными фильтрами.
Достоинства трансформаторного ПЗУ:
- Высокая мощность и стабильное U, гарантирующие старт двигателя даже с совершенно неработоспособной аккумуляторной батареей.
- Надёжность: такому ПЗУ не страшны перепады напряжения в сети.
- Доступная стоимость.
Из отрицательных сторон стоит выделить большие размеры, невысокий КПД и создание большой сетевой нагрузки. Также аппарат, в отличие от портативных пуско-зарядных устройств, способен функционировать только в стационарном режиме от сети 220 В.
Импульсные ПЗУ
Здесь иной принцип работы. Подача напряжения на АКБ осуществляется малыми «дозами» – импульсами, которые формирует специальная схема. В устройствах нет тяжёлого сетевого трансформатора, поэтому масса «импульсника» и размеры сравнительно небольшие. Работает он в авторежиме и поэтому идеально подходит для восстановления работоспособности АКБ:
- свинцово-кислотных;
- AGM и иных гелевых батарей;
- сухозаряженных.
«Импульсники» имеют защиту от перегрузок, КЗ, переполюсовок. Обращаться с ними просто: подсоедините зажимы к аккумулятору и поставьте нужное значение U и I. Однако цена такого изделия будет несколько выше, чем трансформаторного.
Бустер
Это портативные пуско-зарядные устройства для автомобиля, основное их достоинство – в способности работать в полевых условиях, где нет сети 220 В и авто, у которого можно прикурить. По сути, речь идёт о переносной батарее. Рынок предлагает множество таких моделей, у которых есть свои плюсы и минусы. Согласно отзывам о подобных пуско-зарядных устройствах для автомобиля их достоинства очевидны:
- Оперативный старт двигателя при севшей АКБ без сети 220 В.
- Небольшие габариты: бустер не занимает много места в машине и помещается даже в рюкзак или сумку.
- По сравнению с новым аккумулятором устройство стоит не так дорого.
- Функциональность: бустер поможет подзарядить смартфон, планшет и иные гаджеты.
- Большой выбор: есть возможность приобрести автономное пуско-зарядное устройство в соответствии с параметрами двигателя вашей машины и финансовыми возможностями.
Из минусов можно отметить разве что высокие цены; и то дорого стоят лишь многофункциональные навороченные устройства. Ещё один недостаток некоторых портативных моделей заключается в невозможности их использования для зарядки автомобильных аккумуляторов.
Какие параметры следует учитывать при выборе пуско-зарядного устройства в зависимости от двигателя?
Для пуска силового агрегата легкового автомобиля необходим I = 200 А или более. Исходя из этой основной характеристики и следует выбирать подходящее пуско-зарядное устройство. Другой момент – выбор ПЗУ, способного потянуть объём цилиндров двигателя. Если вы собираетесь регулярно использовать устройство для зарядки аккумулятора, то необходимо знать его тип: для гелевых, AGM, литиевых АКБ предпочтительнее выбирать ПЗУ, работающие в автоматическом режиме. Также необходимо обращать внимание и на иные технические параметры:
- Напряжение питания (исключая автономные устройства – бустеры). Обычно оно равно 220 В, но профессиональные аппараты могут потребовать и 380 В.
- Возможность регулировки тока заряда, это расширит возможности при восстановлении батарей разных типов. Не каждое ПЗУ способно зарядить батарею небольшой ёмкости: нужно рассчитывать, чтобы была возможность установить зарядный ток в 1/10 от ёмкости АКБ.
- Рабочий температурный диапазон. Важно знать, при каких условиях ПЗУ способно выдавать заявленные производителем характеристики, что особенно актуально для зимнего периода.
- Наличие дополнительных гнёзд, портов для заряжания гаджетов.
Если вы решили приобрести трансформаторное устройство, следует учитывать возможности сети (особенно в загородных условиях): при большой нагрузке напряжение в ней будет падать, что вряд ли понравится соседям и может отрицательно сказаться на функционировании бытовой техники.
Как выбрать лучшее ПЗУ: ТОП-10 стоящих моделей
Тесты и обзоры пуско-зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов можно встретить на страницах интернет-изданий. Потребность в ПЗУ очевидна: производители предлагают широкий ассортимент изделий. С выбором могут помочь рейтинги пуско-зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов.
Рассмотрим ПЗУ, вошедшие в десятку лучших:
- Airline AjS-05. Устройство рассчитано на помощь при пуске двигателя. Два напряжения: 6 (для подзарядки мотоциклетных АКБ) и 12 В. Полный заряд – через пару часов. Стартовый I = 250 А. Есть защита от перегрузок, автоотключение по окончании заряжания, в комплекте – набор проводов.
- СПЕЦ УПЗУ-10000. Портативное зарядное устройство для автомобиля, отличающееся малыми размерами и небольшой массой. На выходе 4 напряжения: 5, 12, 16, 19 В. Ресурс – до 1000 зарядов-разрядов. В комплекте – кабели с переходниками. На прочном композитном корпусе есть светодиодная индикация. Для 100-процентной зарядки понадобится 6 часов. Работает при температуре от 0 до +50°С.
- Вымпел 80 2026. Характеризуется универсальностью и может использоваться для восстановления АКБ любой ёмкости (до 200 А/ч). Пусковой I = 110 А, зарядный I = 10 A. Есть защита от повышенной температуры в виде схемы и вентилятора.
- FUBAG Cold Start 300/12. Зарядку АКБ осуществляет импульсным током. Имеет небольшую массу (1,5 кг). Ток старта – 50 А, зарядки – 15 А. Напряжение только 12 В. Есть функция десульфатизации. Ёмкость заряжаемой АКБ: 6 – 300 А*ч.
- Berkut JSL-12000. Мобильное пуско-зарядное устройство со своими импульсными конденсаторами, заменяющими АКБ. Напряжение 12 В, наибольший стартовый ток 800 А. Подходит для пуска бензиновых моторов с объёмом цилиндров до 6 л, дизельных – до 4 л. Устройство после использования может подзаряжаться через прикуриватель авто, USB-порт.
- PATRIOT BCT-40 Start. Отличается равнодушием к сильным перепадам напряжения до 15 % в любую сторону. Стартовый ток 250 А. Предусмотрен двухступенчатый процесс заряжания. Имеется амперметр, защита от перегрузок, режим Boost.
- Aurora Start 55. Процесс пуска силового агрегата и зарядки осуществляется только при подключении к сети 220 В. На выходе ПЗУ – 12 и 24 В. Верхний предел тока старта 180 А. Есть режим оперативного старта Boost. Об окончании зарядки сигнализирует таймер.
- PATRIOT BCT-600 Start. Мощный профессиональный аппарат, позволяющий запускать двигатели и заряжать батареи ёмкостью 120–900 А*ч. Стартовый I = 500 А. Для работы необходимо напряжение 220 В. На выходе U = 12/24 В. Есть амперметр.
- FUBAG Force 420. Устройство относится к категории профессиональных. Выдаёт U = 12/24 В и способно заряжать аккумуляторы ёмкостью 50–800 А*ч. Стартовый ток – до 360 А. В устройстве полный набор защитных функций. При заряжании возможно применение шести режимов. Отключение ПЗУ по окончании процесса происходит автоматически.
- Quattro Elementi Tech Boost 520. Согласно отзывам автовладельцев аппарат имеет оптимальное сочетание качества, надёжности и стоимости. Устройство запускает силовые агрегаты легковых машин и подзаряжает аккумуляторы напряжением 12 и 24 В, ёмкостью 20–300 А*ч. Ток старта – до 200 А (номинальный 130 А), зарядки – до 30 А.
Приобретая ПЗУ, в первую очередь нужно знать характеристики вашего аккумулятора: напряжение, минимальный и максимальный ток зарядки. Также учитывайте пусковой ток и объём цилиндров двигателя, чтобы его можно было запустить без проблем. Кроме того, определитесь с типом ПЗУ, которое может быть стационарным или мобильным. Зная, как выбрать портативное зарядное устройство, вы избежите лишних финансовых трат.